Юридическая основа в вопросах теории и практики борьбы с терроризмом Закон и право, № 7, 2002 - Международная Юридическая фирма «Трунов, Айвар и партнеры»
«ТРУНОВ, АЙВАР И ПАРТНЁРЫ»

Международная Юридическая фирма, основана в 2001 году

Юридическая основа в вопросах теории и практики борьбы с терроризмом Закон и право, № 7, 2002

.Л. Трунов,
профессор, экономист, Почетный адвокат России,
К.П. Ольховский,
юрист
Опубликовано: Закон и право, № 7, 2002

США, Россия, Северная Ирландия, Ирак, Кения, Колумбия, Танзания, Югославия, Япония, Албания, Аргентина, Турция, Индия, Египет, Пакистан, Израиль, Алжир, Испания – это далеко не полный перечень стран, где в связи с актами террора зафиксированы огромные людские и материальные потери, хотя даже небольшой акт терроризма обходится немыслимо дорого для хозяйства. В Перу появление радикального движения "Сендеро Люминосо" численностью всего в 2 тыс. человек привело к увеличению производственных издержек в два раза.
Следует отметить, что социально-экономические причины и низкий жизненный уровень населения, сами по себе, не являются первопричинами терроризма, о чем ярко свидетельствует критическая ситуация в развитых странах с высоким уровнем жизни, таких, как Япония, США, Англия.
Привлекает внимание тенденция увеличения террористических актов, ведущих к массовым жертвам, с ростом их циничности и жестокости.
О терроризме написано много, но в свете последних событий хотелось бы еще раз обратить внимание на это сложное, крайне негативное социально-политическое явление, переросшее рамки национальных границ и превратившееся в масштабную угрозу безопасности мирового сообщества. В 1985 г. в мире было совершено около 500 террористических актов, спустя 10 лет – более 5 тыс.
И вот в Америке – супердержаве – произошел террористический акт с неслыханными до сегодняшнего дня разрушениями и самое прискорбное – многотысячными жертвами. 11 сентября были разрушены две башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке (в одной из них ранее уже был совершен террористический акт). Через некоторое время паника охватила столицу Соединенных Штатов – Вашингтон. Третий самолет врезался в Пентагон. Конечно, слухи о масштабах катастрофы в начале были преувеличены – поступали сообщния о сбитом самолете с заложниками на борту, направлявшемся в самое сердце Америки – Белый Дом, а также о других самолетах, несших на своих крыльях смерть и разрушения. Но даже подтвержденных фактов этого террористического акта хватает, чтобы содрогнуться от содеянного. "Это очень страшно – такого в мире еще не случалось никогда. Америка, величайшая держава, начала разрушаться, как карточный домик, атакованная самолетами – ками-кадзе", – так начинались заголовки газетных и журнальных статей во всем мире, а количество убитых и раненых вообще вызывает ужас – их тысячи! И это не стихийный катаклизм, а рукотворная катастрофа.
"Мой дом – моя крепость", – говорила Америка. И ей было комфортно за стенами этой, казалось бы, непроницаемой крепости. Конечно, были первые звонки – трагедия в Оклахома-Сити (федеральное здание, которое взорвал безумец Тимоти Маквей, кончивший жизнь под шприцем с сильнодействующим ядом) и предыдущий взрыв торгового центра в Нью-Йорке. Соединенные Штаты – самое мощное государство в мире. Не потому ли самый гигантский террористический акт за всю историю человечества произошел именно там?
Такая злая ирония судьбы: основой основ внешней и военной политики США президент Буш сделал свою версию рейгановских звездных войн – так называемую национальную противоракетную оборону (НПРО). Ее острие должно быть направлено против так называемых стран-изгоев. Но какая противоракетная оборона может остановить фанатиков – будь то исламские фундаменталисты или кто-либо еще. Самоубийцы "заколдованы" от межконтинентальных ракет и водородных бомб. Они – "призраки", которые всюду и нигде. Любая трагедия – это урок; и чем больше ее масштабы, тем убедительнее урок. Надежды на то, что XXI в. будет веком мира и благоденствия, что наступил конец истории войн и катастроф, как это предсказывал американский футуролог Фу-куяма, казались наивными еще до наступления нового столетия. XX в. как бы переселился в XXI в. бессмысленным напалмом ненависти. Терроризм вездесущ и ни один "железный занавес", ни одна, даже самая большая, стена в мире не смогут защитить государство от этого опаснейшего явления.
Глобализация и более широкая интернационализация терроризма на сегодняшний день являются неоспоримым фактом. В мире сегодня насчитывается более 500 террористических организаций. По минимальным оценкам их бюджет – 20 млрд. долл. США. На Ближнем Востоке большую активность развили "Хамас" и "Хесболлах" – сикхские террористические движения в Индии, алжирские террористы; использует террористические методы колумбийская наркомафия. В Сомали терроризм тесно переплелся с морским пиратством. На Корсике террористические группы контактируют с сицилийской мафией. Приведем факты – попытки отравления водопроводной воды в Чикаго, угроза применения горчичного газа и сибирской язвы в ФРГ, раскрытие лаборатории по производству палочки Ботулинуса в Париже (200 г вещества достаточно для уничтожения всего живого на земле), использование нервно-паралитического газа в токийском метро. За 30 лет террористической войны (1969-1999) в Соединенном Королевстве погибли 3401 человек.
Современные технологии средств связи, информации, новые виды вооружения и спецсредств, интернациональный характер жизни размывают понятие государственная граница. Сформировалась финансовая база международного терроризма, которая уже сегодня является хорошо структурированным органом, имеющим системы управления, планирования. Отмечаются совещания и встречи руководителей, налажено информационно-пропагандистское обеспечение.
Международный терроризм и экстремизм выбрали постсоветское пространство как удобную мишень для атаки, так считает Президент РФ В.В. Путин.
Важнейшим фактором обострения терроризма в России стал общий рост его проявления в мире.
Основную опасность для России представляют националистический, религиозно-фундаменталистский и криминальный терроризм. Серии террористических актов в Москве и Волгодонске, десятки взрывов на железной дороге, хищения ядерных материалов (в 1993 г. была обнаружена недостача 100 кг урана)… Как не прискорбно констатировать, терроризм сопровождается похищением людей, взятием заложников, угонами самолетов, взрывами бомб в общественных местах, физическим устранение политиков и т.д.; и эти явления стали привычными и вошли в повседневную жизнь российского общества.
Главный способ самофинансирования терроризма – криминальная деятельность. Высокоорганизованная, оснащенная военная организация выигрывает в любой зоне организованной преступности. В результате чаще всего террористическая среда включает в свои структуры обычную преступность. Для бесперебойной работы по контролю наркобизнеса, рэкета, проституции, торговли оружием, контрабанды, игрового бизнеса, структур для "отмывания" денег в виде банков, фирм, производственных предприятий необходимо вовлечение в этот процесс чиновников, теснейшее сотрудничество с бюрократами. Существование "серой" экономики практически невозможно без "крыши" из коррумпированных служащих государственного аппарата, налаженных коррупционно-лоббистских связей.
Главное условие процветания террора сегодняшнего дня – бурная реакция средств массовой информации, следствием чего являются ошибки в интерпретации, излишние подробности в описании трагедии, персонализация жертв и деперсонализация террористов. Телеэкран стал полем боя, и первое условие террористов уже не деньги, а присутствие тележурналистов. Быстро осознали террористы особенности нашего времени:
– власть зависит от общественного мнения и выборов;
– мощные СМИ падки на сенсации и мгновенно формируют общественное мнение;
– люди боятся насилия и отвыкли от него.
Поэтому насилие перемещается с представителей власти на мирных и беззащитных людей с демонстрацией катастрофических результатов через СМИ, формируя давящее общественное мнение на руководителей стран и правительств. Как говорит Дональд Родшильд, автор книги "Международное распространение этнических конфликтов: страх, растерянность, эскалация": "когда террористическое насилие становится массовым и безадресным, общество реагирует на него в соответствии с собственной исторической традицией. Самое страшное – это публичное использование политиками страха или масс-медиа".
Не случайно этимология данного понятия происходит от слова террор (от лат. terror – страх, ужас). Именно деморализация, запугивание – главная особенность насильственного воздействия.
Важно в этой проблеме до конца прояснить социально-правовые аспекты. Так, существуют около 100 определений террора и терроризма, и все они страдают определенной недостаточностью. С некоторыми оговорками во всем мире принимаются формулы определения терроризма, выработанные в США. ФБР США определяет терроризм, как "противозаконное применение силы или насилия против граждан или собственности с целью запугать или принудить к чему-либо правительство, население или какую-либо часть того и другого, оправданное политическими или общественными целями".
В России 3 июля 1998 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ был принят Федеральный закон "О борьбе с терроризмом", который определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.
В Уголовном кодексе, в гл. 24 "Преступления против общественной безопасности", ст. 205 квалифицирует терроризм как совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Терроризм относится к числу транснациональных преступлений, что требует единого толкования правовых понятий для выработки согласованных оценок и принятия мер по борьбе с ним. Он либо политизируется, либо рассматривается как обычное уголовно-наказуемое деяние; и политические характеристики часто не совпадают с юридической квалификацией.
Назрело время для принятия комплексного закона о борьбе с терроризмом. Требуется существенно дополнить действующие законы об обеспечении неприкосновенности ядерных, химических, бактериологических и иных опасных объектов, об информационной безопасности и многие другие законодательные акты, относящиеся к данной теме.
Реакция общества в целом носит пассивный характер с постепенной адаптацией к этому явлению. Все, что связано с возможной помощью или содействием граждан, "покрыто мраком" государственной тайны. Борьба с терроризмом целиком перешла на плечи спецслужб.
Какие же выводы хотелось бы сделать из анализа данной проблемы? Выводы, которые были бы реально применимы сейчас у нас в стране, выводы, не затрагивающие "космических материй" и не уводящие в туман неясных формулировок. Сформулируем их:
– использование практических тактик и технологий ведущих стран мира, углубление сотрудничества между военными организациями, структурами безопасности и разведками России и западных стран. Обмен списками подготовленных в годы "холодной войны" диверсантов. Обмен информацией о методах и каналах финансирования;
– упреждение и работа на начальной стадии с применением средств оперативно-розыскной деятельности по недопущению становления и развития террористических структур;
– использование договора с террористами только для прикрытия акции по их полному уничтожению, никакой капитуляции перед террористами, полная решимость победить терроризм в рамках закона и демократического процесса;
– реорганизация государственно-административной системы России с применением современных концепций реформ бюрократии для сокращения коррупции;
– развенчание терроризма в СМИ, уход от принципа: "СМИ наживают деньги, продавая возбуждение; нарушение общественных норм вызывает возбуждение; подчинение же общественным нормам не возбуждает и не продается";
– больше внимания уделять освещению вопроса неотвратимости наказания; тратить максимальные усилия, направленные на обвинение террористов и вынесение судом законных приговоров; публичное вознаграждение граждан, помогающих в раскрытии или предотвращении террористических актов;
– создание единой антитеррористической службы по примеру великобританской службы САС, немецкой ГСГ-9, испанской СЕО и др.;
– совершенствование правовой базы, в частности, назрела необходимость ужесточения наказания за косвенное участие в террористических актах, принятия -жестких мер наказания в отношении спонсоров, предоставляющих террористам безопасное убежище, взрывчатые вещества, деньги.
Дерзость замыслов, масштабы и безупречное исполнение террористических операций заставляют понять, что противник располагает огромными ресурсами и способен ставить перед собой самые решительные цели. Поэтому необходима методичная, комплексная, стабильная, спокойная, решительная работа, основанная на твердом желании решить проблему.

Оперативная юридическая консультация

Задайте вопрос нашим адвокатам и юристам и получите ответ сегодня. Это бесплатно.