Болотный афтершок - Международная Юридическая фирма «Трунов, Айвар и партнеры»
«ТРУНОВ, АЙВАР И ПАРТНЁРЫ»

Международная Юридическая фирма, основана в 2001 году

Болотный афтершок

10 мая 2012
33

Изображение внутри записиПровокации перед «Маршем миллионов» ждали и митингующие, и силовики

Московский «Марш миллионов» 6 мая, собравший намного больше людей, чем предполагали организаторы, и завершившийся массовыми беспорядками, стал отправной точкой для нового этапа «уличной политики» в России. Несанкционированные выступления в день инаугурации Владимира Путина и продолжающиеся «бессрочные народные гулянья», неизменно заканчивающиеся задержанием лидеров несистемной оппозиции, — своего рода афтершок после крупнейшего за последние месяцы политического потрясения.

Около трех десятков пострадавших полицейских, сотни задержанных и один погибший — фотограф-любитель, пытавшийся с пожарной лестницы заснять шествие по Большой Якиманке и разбившийся насмерть. Таковы итоги переросшей в столкновения с полицией и ОМОНом акции оппозиции 6 мая, которая напоминала скорее о бунтующей Греции, нежели о мирных митингах на Болотной и проспекте Сахарова.

Накануне «Марша миллионов» (или «Народного марша») один из организаторов акции, лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов заявил: «Если акция будет согласованной, на нее совершенно спокойно смогут прийти родители с детьми». Однако практически сразу после начала появились признаки того, что марш может окончиться немирно: полиция изъяла у оппозиционеров на Болотной площади палатки и пиротехнику. На Калужской площади возник затор: полиция не пропускала людей за рамки металлоискателей. Все проходы с улиц и переулков, примыкающих к маршруту шествия, были блокированы полицией, бойцами внутренних войск и ОМОНом. «Полиция затягивает установку сцены, не пропускает на Болотную площадь машины с оборудованием. Расцениваем это как попытку сорвать мероприятие», — заявил Сергей Удальцов, возглавивший марш.

Впереди шли активисты «Левого фронта», за ними «Солидарность» и группа активистов «Народно-демократического союза» Михаила Касьянова — всего от 8 тыс. (по данным ГУ МВД) до 60 тыс. человек (по сведениям устроителей). Инициативу явно перехватывали левые.

Завидев у Большого Каменного моста ряды ОМОНа, руководители колонны оппозиции Сергей Удальцов, Алексей Навальный и лидер «Движения в защиту Химкинского леса» Чирикова сели на асфальт. «Это сидячая забастовка!» — объявил лидер «Левого фронта». А со сцены сказали, что митинг отменяется. Почему лидеры акции протеста вместо митинга решили устроить забастовку, непонятно. В оппозиции говорят, что полиция специально создала заторы, чтобы основная колонна не прошла на Болотную, и поэтому у них не было другого выхода. Провластные же источники, наоборот, утверждают, что Навальный и Ко изначально не хотели мирного митинга, а потому и «сломали сценарий», устроив сидячую забастовку, а затем радикалы напали на ОМОН, спровоцировав беспорядки, ставшие крайне дурным фоном для последующей инаугурации Владимира Путина.
Корреспондент «МН», который был на месте событий в момент начала столкновений, так описывает увиденное: вскоре после того, как лидеры оппозиции объявили сидячую забастовку, вокруг них появилось несколько десятков каких-то молодых людей с закрытыми лицами. Они начали кричать: «На прорыв», и набросились на ОМОН. В ответ ОМОН и применил силу.

Сама по себе сидячая забастовка, устроенная лидерами оппозиции, может быть расценена судом как нарушение действующего законодательства, пояснил «МН» адвокат Игорь Трунов. «Существует определенный порядок уведомления об акции и о порядке ее проведения, и в данном случае, судя по всему, имело место нарушение», — полагает юрист. Адвокат Дмитрий Аграновский, напротив, считает: «В самом этом действии не было признаков неповиновения властям, в отличие от действий граждан, пошедших на прорыв».

Как пояснил «МН» один из полицейских, «первое время все было спокойно, однако в какой-то момент некоторые митингующие попытались прорваться в сторону Кремля» (как считают правоохранители, они там хотели разбить палаточный городок, что-то типа Майдана в Киеве, чего полиции было приказано не допустить ни в коем случае). Как утверждают очевидцы событий, на прорыв первой цепи полиции митингующие пошли после того, как Удальцов, Чирикова и Борис Немцов призвали их «добиваться разрешения на проход». Добивались силой — участники марша выбежали на Большой Каменный мост, где столкнулись со второй шеренгой силовиков. В это время над толпой пустили слезоточивый газ — митингующие обвиняют в этом полицию, последние утверждают, что петарды летели из толпы. Протестующие (в первых рядах — крепкие молодые люди с символикой антифа и анархистов) сносили металлические заграждения, в ОМОН летели камни, палки и бутылки. Ответом были довольно жесткие задержания тех, кого правоохранители сочли радикалами.

Спорадические стычки продолжались весь вечер. По словам представителей московской полиции, на Болотной площади задержали всего 400 человек и еще «около 40 националистов» было доставлено с Театральной.

Глава Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов, присутствовавший на Болотной, сказал «МН», что считает происшедшее «безобразием», «потому что силовые методы воздействия на граждан незаконны». Депутат Госдумы Геннадий Гудков заявил «МН», что среди протестующих были провокаторы. «К сожалению, могу оценить действия полиции как адекватные», — говорит Гудков. «Происшедшее на «Марше миллионов» — спланированная провокация», — сказал «МН» федеральный омбудсмен Владимир Лукин.

Оперативная юридическая консультация

Задайте вопрос нашим адвокатам и юристам и получите ответ сегодня. Это бесплатно.